НБУ, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг разрабатывают “дорожную карту” разделения регулирования финрынков

Нaциoнaльный бaнк Укрaины (НБУ) сoвмeстнo с Нaцкoмиссиeй пo цeнным бумaгaм и фoндoвoму рынку (НКЦБФР) и Нaцкoмиссиeй, oсущeствляющeй рeгулирoвaниe в сфeрe рынкa финaнсoвыx услуг (Нaцкoмфинуслуг) рaзрaбaтывaeт плaн рaздeлeния функций пo рeгулирoвaнию рынкoв финaнсoвыx услуг, сooбщил пeрвый зaмeститeль глaвы пaрлaмeнтскoгo комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко.

“Сегодня Национальный банк совместно с обеими комиссиями, работающими с небанковским финансовым рынком, разрабатывает “дорожную карту“ дальнейших действий. Нас это радует, мы приветствуем такое сотрудничество”, — сказал он во время форума участников финансового рынка в Киеве.

По словам директора департамента стратегии развития фондового рынка НКЦБФР Максима Либанова, в рамках указанной совместной работы стороны намерены решить вопрос временного отсутствия регулирования на рынке после принятия в целом законопроекта “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг”.

“Вопрос не только в принятии необходимых законодательных изменений. Вопрос еще и в том, чтобы у нас не было провала в регулировании и надзоре, когда законодатель свою часть работы уже сделает, а одна комиссия физически еще не передаст свои функции, другая их еще не примет. В законопроекте этот момент пока не урегулирован и это то, над чем мы намерены работать вместе с комитетом ВР — как правильно прописать и согласовать этот переходный период”, — объяснил он.

Заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) Андрей Оленчик, в свою очередь, отметил, что в рамках совместной работы должен быть решен и ряд других вопросов.

“Когда Нацкомфинуслуг уйдет в историю, а Нацбанк примет все ее хозяйство, встает вопрос: что он будет с этим делать, поскольку НБУ, согласно принятому в первом чтении законопроекту, остается уполномоченным органом на рынке финуслуг? Предусмотренная в законопроекте замена названия органа регулирования не выравнивает его полномочия на регулирование небанковских финансовых учреждений в соответствии с полномочиями банковского регулятора”, — объяснил он.

То есть, продолжил А.Оленчик, необходимо будет также разрабатывать некий закон, который выровняет эти полномочия Нацбанка.

Помимо этого, замглавы ФГВФЛ отметил отсутствие до настоящего времени единого видения у регуляторов относительно перспектив развития рынка небанковских финансовых услуг в среднесрочной перспективе.

“Возможно, этот вопрос будет решаться “с колес“, тогда новому регулятору придется пройти путь выработки целостного видения, затем принять необходимые законодательные изменения и уже затем пытаться работать с рынком. Другой вариант: попытаться решить этот вопрос раньше. Но без наличия этого видения “санитарная“ очистка рынка может превратиться в выборочную зачистку”, — сказал он.

В связи с этим А.Оленчик еще раз отметил важность разработки переходного периода при передаче регуляторных функций. “По-хорошему, то, что сейчас на рынке лишнее, должно было бы уйти с него еще во время этого переходного периода. Зачем весь имеющийся реестр участников тянуть в Нацбанк и только потом исключать из реестра, отбирать лицензии… Поэтому вопросы есть, и было приятно услышать, что сейчас разрабатывается “дорожная карта“, поскольку эти вопросы все необходимо решить уже сейчас”, — констатировал замглавы ФГВФЛ.

Как сообщалось, Верховная Рада 7 июля 2016 года одобрила в первом чтении проект закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций государственного регулирования рынков финансовых услуг”, который предусматривает упразднение Нацкомфинуслуг и передачу ее функций НБУ и НКЦФБР.

Указанный документ рассматривался еще в конце 2015 года, после чего неоднократно предпринимались попытки проголосовать его, однако они завершались безрезультатно.

Документ предусматривает, что надзор и регуляция рынка страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов и других финансовых компаний перейдут к НБУ, тогда как НКЦБФР займется регулированием негосударственных пенсионных фондов и фондов финансирования строительства, а также фондов операций с недвижимостью.

По данным Нацкомфинуслуг, к сфере ее ответственности относится более 2 тыс. финансовых учреждений.