Экономика России: промышленность по-прежнему вялая
Экoнoмикa Рoссии: прoмышлeннoсть пo-прeжнeму вялaя
Oбъeм прoмышлeннoгo прoизвoдствa в Рoссии упaл в июнe из-зa вялыx пoкaзaтeлeй в сeктoрax прoмeжутoчныx и инвeстициoнныx тoвaрoв. В связи с тeм, чтo фискaльныe приoритeты смeщaются в стoрoну сoциaльныx рaсxoдoв, в ближaйшeм будущeм сeктoры, ориентированные на потребительский спрос, будут меньше беспокоить. Производственный сектор отстает, несмотря на благоприятный календарный эффект и восстановление в секторах, ориентированных на потребителя.
Объем промышленного производства в России снизился на 9,4% в годовом исчислении в июне, показав небольшое улучшение по сравнению с падением на 9,6% в мае. Июньский результат хуже консенсуса -7,2%.
Отрицательный результат наступил, несмотря на благоприятный календарный эффект. Даже с учетом дополнительного выходного дня, количество рабочих дней в июне 2020 года все еще превышало на 1 день аналогичный показатель в июне 2019 года, в то время как календарный эффект за май был совершенно противоположным. Июль и август столкнутся с неблагоприятными календарными последствиями, связанными с 1 потерянным в каждый месяц рабочим днем.
Падение добычи сырья на 14,2% в годовом исчислении в июне (после -13,5% в мае) способствовало общим показателям, однако, это не было неожиданностью, учитывая обязательства России перед ОПЕК+, которые сохраняются в текущей форме до августа, когда, наступят некоторые ослабления, согласованные недавно.
Основной причиной худших, чем ожидалось, производственных показателей в июне было очень скромное улучшение динамики производства в обрабатывающей промышленности с -7,2% в годовом исчислении в мае до -6,4% в июне. Что касается подсекторов, то основной тормоз последнего был вызван секторами промежуточных и инвестиционных товаров, включая химию, полупроводники, строительные материалы, в то время как ориентированные на потребителя сегменты, такие как продукты питания, одежда, бытовая техника и электроника, автомобилестроение, показали здоровое восстановление.
Может показаться, что общий промышленный результат вступает в противоречие с растущей фискальной поддержкой, поскольку дефицит федерального бюджета значительно увеличился до 0,7 млрд. руб. в июне и 1,0 трлн. руб. в 1 полугодии 2020 года как на фоне сокращения доходов, так и ускорения расходов до 48% в годовом исчислении в июне и до 28% в 1 полугодии 2020 года. Однако, если посмотреть на структуру расходов за 1 полугодие 2020 года, картина становится более последовательной: рост расходов на корпоративную экономическую деятельность всего на 26% в годовом исчислении против роста непенсионных социальных выплат на 80% (финансирование пособий по безработице и поддержка по уходу за ребенком). Увеличение расходов на здравоохранение составило 109% в годовом исчислении, а увеличение трансфертов в региональные бюджеты на 64%.
С падением промышленного производства на 5,2% в 1 полугодии 2020 года ожидания по поводу снижения на 4,5% за весь год по-прежнему достижимы. Июньские данные по объему промышленного производства в сочетании с исполнением бюджета снимают некоторые из опасений аналитиков относительно краткосрочного потребительского тренда, в то же время оставляя на месте строительную и инвестиционную активность.
Более долгосрочная фискальная политика может также способствовать потенциальному расхождению в потреблении и инвестициях: в то время как денежная часть в 4,0 трлн руб. (3,5% ВВП) объявленного пакета фискальных стимулов на этот год, по-видимому, равномерно распределена между поддержкой корпорациям и домохозяйствам, долгосрочные бюджетные приоритеты, похоже, смещаются в сторону социальной сферы. Во-первых, крайний срок выполнения программы национальных проектов в размере 26 трлн руб. (около 3,5% ВВП в год), в основном государственные инвестиции в инфраструктуру, был перенесен на 6 лет до 2030 года. Во-вторых, после нынешнего пакета налоговых стимулов доля расходов на доходы домашних хозяйств (через зарплаты государственного сектора, пенсии и другие социальные пособия) в консолидированном бюджете увеличится с и без того высоких 56% в 2019 году до примерно 60%, которые будет трудно повернуть вспять. Это означает, что после возможной консолидации бюджета государственные инвестиционные расходы с большей вероятностью сократятся, чем другие статьи. Это может способствовать нестабильности в государственных секторах в среднесрочной перспективе.
Источник — Think.ing.com
Опубликовано 17.07.2020 18:23